В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)
B предшествующих разделах статьи были охарактеризованы особенности слуха настройщика, проанализированы приемы настройки и различные планы темперации.
Однако для того чтобы настроить инструмент хорошо и быстро, чтобы добиться стабильности строя, необходимо также овладеть профессиональной техникой работы с настроечным ключом. Эта техника во многом определяется механическими особенностями системы, в которую входят вирбельбанк, колок, аграф (или кланштабик) и струна. Поведение этой системы можно изучать в плане статическом, когда ее детали находятся в покое, обеспечивая нужное звучание фортепиано, и в плане динамическом, когда рука настройщика приводит в движение какой-либо из элементов системы.
В данном разделе статьи ставится цель кратко рассмотреть динамические закономерности, знание которых необходимо для работы с ключом.
Вирбельбанк — клееная многослойная (от трех до двадцати слоев) деревянная доска с отверстиями для колков. Плотная древесина вирбельбанка (бук, граб) обладает большой вязкостью, способностью к обратимым и необратимым деформациям.
Диаметр отверстий делается меньше диаметра колков. Поэтому, когда при сборке струнной одежды в вирбельбанк вставляют колки (в большинстве случаев заколачивают), стенки отверстий спрессовываются колками. Этим достигается повышенное давление древесины на поверхность колков, в результате чего сила трения покоя и трения скольжения (каждая в отдельности) превышают силу натяжения струн, действующую на колки.
Физические свойства древесины (волокнистость, шероховатость) способствуют ее сцеплению с негладкой поверхностью рабочей части колков.
Разнонаправленность волокон многослойного вирбельбанка обеспечивает равномерное давление по всей окружности колка.
Вирбельбаик изготавливается из высушенной древесины, однако определенное содержание влаги в нем обязательно. В зависимости от влажности воздуха содержание влаги в вирбельбанке изменяется. В условиях парового отопления эти изменения значительны и должны учитываться настройщиком при работе. Естественное увлажнение летом приводит к разбуханию древесины и увеличению ее давления на колки, и «наоборот, высыхание во время зимнего отопительного периода ослабляет давление.
Колки. Четырехгранная, в виде усеченной пирамиды, форма наружного конца колка предназначена для насадки настроечного ключа. Цилиндрическая по форме рабочая часть колка, запрессованная в древесину, снабжена многониточной микрорезьбой, не только обеспечивающей перемещение колка и его вывертывание из гнезда, но и создающей необходимые условия для сцепления с поверхностью древесины.
Под действием силы натяжения струны, приложенной по касательной к окружности, колок подвержен моментам скручивания, которые возникают также при повороте настроечного ключа. В зависимости от направления поворота ключа величины скручивания стержня колка от натяжения струны и от ключа могут возрастать или убывать, а в отдельных случаях, при наличии большого трения покоя, превышать критическую прочность колка, в результате чего происходят его разрывы (обычно в форме среза на уровне отверстия для струны).
Помимо скручивания, колок испытывает деформацию в виде бокового изгиба, возникающего частично от силы натяжения струны, а в большей мере от отклоняющего давления настроечного ключа во время работы. Превышение критической величины изгиба также ведет к поломке колков. Излом от изгиба наблюдается только у неопытных настройщиков. Опытные же настройщики умело используют эти явления в интересах более точной и устойчивой настройки.
Аграф (или кланштабик). Это основная опора струны, которая делит струну на звучащий (от аграфа к деке) и незвучащнй (от аграфа к колку) участки. Соприкосновение поверхностей струны и аграфа (или кланштабика чугунной рамы) создает условия для возникновения не только трения покоя и скольжения струны, «о и застоя и в ряде случаев является причиной неплавного, толчкообразного движения настраиваемой струны. Для преодоления застойного сцепления струны с аграфом настройщик обязан всегда производить частичный сдвиг струны в сторону ослабления, прежде чем начнется ее настройка в нужном направлении. В противном случае застойное сцепление может привести к обрыву струн.
Струна. Это тонкий стальной стержень, опирающийся на аграф (кланштабик) и штег с зацеплением у колка и на штифте чугунной рамы.
Трение, возникающее в опорных точках, в- местах изгибов струны, притормаживает ее движение во время настройки. Поэтому струна, подобно резиновой тесьме, на разных участках по-разному реагирует на повороты колка. В первую очередь натягивается (или ослабляется) участок, непосредственно связанный с колком,- от колка до аграфа. Звучащий же участок струны, отделенный от колка одной или даже двумя точками опоры, реагирует на его поворот с запозданием. При этом временно возникшие различия в натяжении разных участков струны выравниваются, но иногда не в полной мере.
На это важное обстоятельство настройщик должен обратит серьезное внимание, потому что оно определяет степень устойчивости строя во время игры: удар молотка выводит струну из состояния покоя, и она может сдвигаться на изгибах, что приводит к дальнейшему выравниванию натяжения разных участков струны и, следовательно, к изменению высоты звучания.
Описание физико-механических свойств системы, в которую входит настраиваемая струна, показывает, что приемы настройки во многом зависят от ее особенностей.
Существенным моментом в процессе настройки является координирование работы рук со слуховым контролем. Слух руководит процессом настройки, заранее намечая требуемую высоту звука как основную цель. Однако путь к цели лежит через осуществление ряда рабочих этапов настройки. Нужно сказать, что в этом процессе слух может лишь частично контролировать физические действия и должен опираться на помощь мышечного» чувства.
Настройщику необходимо выработать представление о степени изменения высоты настраиваемой струны от самых незначительных физических усилий. Нужно уметь слушать начало звуковых изменений, не теряя из виду основную цель — необходимое звучание интервала. Подобная связь работы мышцы рук и слуха нужна и в тех многочисленных случаях, когда первый поворот колка происходит в ложном направлении.
При настройке струны первое усилие должно быть, как уже говорилось, направлено на сдвиг в сторону понижения. Это делается не только для того чтобы снять явление застоя струны, но и для того чтобы получить представление об особенностях поведения колка и струны данного инструмента.
Второй этап — поворот колка в сторону натяжения струны. Поворот нужно производить плавно, постепенно увеличивая давление руки на рукоятку ключа. Вначале произойдет некоторое отклонение колка под боковым давлением ключа, затем появится скручивание колка. Оба эти явления могут и не отразиться на звучании струны, особенно если участок струны — «колок — аграф» — до этого был максимально ослаблен. Кроме того, из-за большой силы трения в точке соприкосновения с аграфом до определенного момента может натягиваться только незвучащий участок струны.
Этот начальный период оценивается настройщиком на основе мышечного чувства, за ним следует сдвиг струны, который фиксируется слухом.
В прошлом настраивать фортепиано было значительно легче: натяжение и диаметр струн были меньшими и требовали значительно меньших физических усилий при повороте ключа при настройке. Настройщики пользовались Т-образными ключами, струны не имели крутых изгибов в опорных точках и легче скользили при движении колка. Теперь рука настройщика должна сохранять гибкость и чуткость при гораздо большем усилии, требуемом современными конструкциями фортепиано. Практика показывает, что эти качества трудно сочетать при старой технике настройки.
Поэтому постепенно стали меняться техника, рабочий инструмент. Вместо T-обраэных ключей сейчас употребляются Г-образные. Фирма «Стейнвей», например, продает рояли со специальными ключами, в конструкции которых предусмотрена удлиняющаяся в зависимости от требований настройки ручка и четыре варианта высоты и угла посадки ключа на колке.
Удлиненная рукоятка Г-образного настроечного ключа снижает величину требуемого физического усилия, но, с другой стороны, форма ключа приводит к заметным боковым изгибам колка. Поэтому настройщик должен выбирать преимущественно такое положение ключа на колке, при котором отклонение колка под действием ключа было бы направлено в сторону, противоположную натяжению струны. Соблюдать это условие нетрудно, так как профессиональный настроечный ключ имеет восьмигранное рабочее отверстие («звездочку») и благодаря этому может изменять положение на колке на 45°.
При настройке рояля рукоятку ключа по возможности следует ставить в положение, совпадающее с направлением струны или близкое к нему (см. рис. 7).
При настройке пианино рукоятка ключа направлена вверх. Наилучшими можно считать два положения: для левой руки — левее линии воображаемого продолжения струны, для правой — несколько правее.
Однако правильное положение ключа на колке лишь частично гарантирует гнездо вирбельбанка от перегрузки под действием бокового изгиба. Регулирование степени и направления бокового давления на рукоятку ключа при поворачивании колка требует также участия слухового и мышечного контроля.
Поворот колка без нажима рукоятки ключа вниз или подъема ее вверх дает плавное движение струны и является основным рабочим приемом в настройке.
В тех случаях, когда струна создает повышенное сопротивление повороту колка, можно использовать более сложный, комбинированный прием управления ключом, дающий возможность натягивать струну небольшими шагами без остановки в движении руки. Этот прием состоит из двух двигательных фаз. В первой фазе рука слегка нажимает рукоятку ключа вниз к струне и одновременно поворачивает его на предельно малую величину. Движения здесь совершаются под мышечным контролем, так как струна, как правило, не изменяет высоты звучания. Во второй фазе за поворотом колка следует плавный переход от нажима вниз к нажиму на рукоятку вверх. В этот момент происходит изменение высоты звучания и вступает в действие слуховой контроль. Затем звено из двух фаз повторяется снова.
Наряду с описанными приемами настройки необходимо овладеть навыками проверки стабильности положения струны. Небольшие толчкообразные усилия пальцев, направленные вверх и вниз, при эластичном состоянии кисти способны выявить струны, находящиеся в неустойчивом «равновесии», высота которых могла бы понизиться или повыситься во время игры пианиста.
Среди различных профессиональных приемов настройки одним из наиболее эффективных по бережливому отношению к колкам и струнам и по экономии физических усилий является прием микрошага, основанный на вибрирующем поворотном движении руки. Движение начинается с ряда непрекращающихся небольших вибраций руки. Вначале им противостоит трение колка в гнезде вирбельбанка. Путем плавного увеличения амплитуды вибрации достигается весьма малый угловой сдвиг колка, который ощущается рукой через ключ как щелчок. В этот момент чаще всего бывает необходимо мгновенно погасить усилие руки и проверить результат.
Техника микрошага дает очень большую точность и устойчивость в настройке. Преимущества микрошага обнаруживаются, в частности, в том, что с его помощью можно добиться в несколько раз меньшего поворота колка, чем при обычном постепенном движении руки. В среднем сдвиг высоты при одном микрошаге равен 2-3 центам и может меняться от 0,5 до 5 центов, тогда как обычный прием плавного движения дает сдвиг обычно сразу на величину больше 5 центов. Правда, как правило, первые три-четыре микрошага еще не дают заметного сдвига высоты, струна (звучащий участок) начинает реагировать лишь на четвертый-пятый «щелчок» колка.
Обязательным условием микрошага является отсутствие напряженного состояния пальцев, кисти и корпуса во время работы. При этом в большинстве случаев локоть должен быть свободен и способен участвовать в вибрационных движениях всей руки.
В различной по характеру работе обеих рук нужно достичь их относительной независимости, свободы. Физические нагрузки правой руки, работающей с ключом, не должны сказываться на состоянии левой руки, находящейся на клавиатуре.
Настройщик должен владеть навыками игры левой рукой для исполнения контрольных интервалов и аккордов.
Очень важно освоить разную силу удара по клавишам. Тихое звучание способствует восприятию длящихся процессов и больше всего подходит для вслушивания в биения струн хорошего качества. Более сильное, резкое звукоиэвлечение направляет слуховое внимание на начальные моменты вспышки звука, на характер мгновенного созвука. Этим ударом нужно владеть при работе с нестройными струнами. Очень сильные повторяющиеся удары нужны для проверки устойчивости струн в хоре. Сила удара меняет характер созвука, поэтому сравнение ряда контрольных интервалов следует производить на одинаковом ударе.
Мы охарактеризовали лишь некоторые наиболее важные приемы работы с настроечным ключом. На практике используются и другие приемы, а также различные варианты описанных. Они возникают в самой работе, которая требует учета различий в конструкции и состоянии инструмента.